Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

06.05.2022 05:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Из рассказов наших бабушек и дедушек

Ветераны войны и труда, труженики тыла – это люди, которым мы будем обязаны всегда. Они выдержали такие испытания, которые заставляют трепетать сердца даже спустя 75 лет после Великой Победы. Наш святой долг – помнить о тех, кого уже нет с нами, окружать заботой и вниманием живых. И не только по праздникам.

Накануне праздника Великой Победы хочется вспомнить рассказы наших бабушек и дедушек о том, как прожили военные годы жители Ленинска.

В детстве с 50-х годов мы с подругой жили в Ленинске в переулке имени Воровского. Наши дома были почти напротив друг друга, на самом конце этого переулка, который упирался в берег ерика Тутов. Как говорили старожилы, это – начало Духановки (Ленинск неофициально делится на несколько частей: Духановка, Шарки, Центр и Молоканский край). Самая активная часть Духановки была здесь. Дамба через ерик, далее – мост через реку Ахтуба, это центральная дорога в Волго-Ахтубинскую пойму.

Вернёмся в прошлое. Родители наши работали, мы были под присмотром бабушек и дедушек Слободских Татьяны Егоровны и Егора Акимовича, Жолобовых Татьяны Петровны и Ивана Андреевича, которые занимались домашним хозяйством и огородами. Отдыхом называлось постоять у плетня в огороде и поговорить с соседями или вечером посидеть на лавочке около дома, а разговоры чаще сводились к воспоминаниям о войне.

О ней напоминало многое. В конце огорода около груши-желтухи (бабушка называла её дулиной) была большая ямина. Оказывается, здесь стояли зенитки, их было немало в округе. Стояли зенитки и в лесу за Тутовом, который был проточным, здесь же находилась нефтебаза. Довольно плотный лесочек её хорошо маскировал, ёмкости были совсем незаметными.

Немцы, наверное, примерно догадывались о нефтебазе, бомбили не только строящуюся железную дорогу, но и эти места. Где-то здесь располагался и аэродром. Поэтому ям и воронок было много, они долго не зарастали травой и напоминали о пережитом.

В домах квартировали лётчики и зенитчики, а хозяева ушли в летние кухни, отапливали их – обогревались. Печки топили хворостом, камышом, кизами.

В нашем доме, раньше это была улица Ворошилова №25 (сейчас пер. Воровского № 71), находился штаб (это место, где утром собирались командиры, у них были планшеты). Хозяев они не обижали, общались, обменивались едой, иногда давали тушенку да печенье, керосин для ламп. Бабушка говорила, что военные были такие статные, аккуратные, чистые, все у них было организовано – крепкие русские мужики.

Во время очередной бомбёжки осколком разбило стекло в окне, и военные заменили его второй запасной рамой, которую раньше вставляли в зимний период, а внизу заделали жестянкой от пустых консервных банок. Вот с такой отметиной наш дом стоял долго, до наших дней, до ремонта, а купил его дедушка ещё в 1934 году. Сохранилась объяснительная записка, которую он писал в БТИ для постановки на учёт.

Когда военные уезжали, то соседям Кузьминым (дом № 27, сейчас – 75) на память оставили планшет. Нам его давали на праздники в школу посмотреть, потрогать, примерить на плечи. Большой такой, со вставкой из слюды, но, конечно, без карт. А военные, которые жили в доме № 31, подарили Жолобовым для их дочери Жени небольшой деревянный коробочек. Он у них долго хранился, в него собирали фантики – тогда такое хобби было, как теперь называют.

Был госпиталь и на нашей улице Ворошилова № 16. Постоянно привозили и увозили раненых, ходили люди в белых халатах поверх тёплой одежды. Говорили, здесь самые главные были медсестра и несколько санитаров. Один старенький дедок на подводе отвозил умерших на гору в братскую могилу. Говорил потом: «Опять сегодня отвёз несколько человек, молодые ребята были».

Т. Коробова, г. Ленинск.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

43