Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

14.02.2022 11:18 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Живи, село родное!

Богатым на юбилейные даты был прошедший год. Гордость земляков – наши старожилы. Большинство из них – участники ратного и трудового фронтов Великой Отечественной войны отметили в этот год свои 90-95-летние дни рождения. Среди юбиляров есть организации и предприятия, а есть даты, которые отмечают целые селения, и у каждого, даже самого маленького, есть своя история. История села Бахтияровка началась 185 лет назад. Именно тогда в поисках лучшей жизни на подводах, груженных домашними вещами, с детьми, женами, с домашними животными, добрались татары из Пензенской губернии до русла реки Ахтубы и остались здесь жить.

Из истории татар Пензенского края

В пределах современной Волгоградской области в сёлах Маляевка, Бахтиярово (Бахтияровка), Царев и Малые Чапурники живут мишари – выходцы из Пензенской губернии. Из архивных документов ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» известно, что еще «…летом 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей неожиданно напал на г. Сарай и полностью истребил жителей-мусульман, а столицу сравнял с землей. От великолепных дворцов, медресе и мечетей, ухоженных могильников не оставил камня на камне. В настоящее время с. Царев расположено близ развалин Сарай-Берке. Первые жители были выходцы из Воронежской губернии, поселившиеся на р.Ахтуба в 1805 г. В 1836 г. слобода Царевка переименована в уездный город Царев Саратовской губернии, который в 1850 г. при образовании Самарской губернии вошел в состав Астраханской губернии. К нему была присоединена слобода Солодовка, заселенная татарами-мишарями из 6 сёл («Алты авыл») Чембарского уезда и с. Средней Елюзани Пензенской губернии. Этими переселенцами были также заселены с. Маляевка и Бахтияровка и с. Лятошинка Волгоградской области. В 1899 г. население г. Царева состояло из 5 709 чел., в том числе татар-мусульман – 605. Была одна мечеть, в Солодовке – мектебе. Прародиной своих предков жители этих сёл считают район «Алты авыл», то есть Кобылкино, Телятино, Решетино, Кутеевку, Мочалейку и Кикино Пензенской губернии».

Переселение и заселение южной лесостепной границы было выгодно русским властям, поскольку всё это способствовало не только для охраны рубежей государства, но и хозяйственному освоению этих земель.

Они были первыми

Процесс переселения предков в разные века практически не отличался друг от друга (если, конечно, речь идёт не о конце 20 века). В связи с отсутствием в Российской империи дорог и транспорта переселенцы должны были пешком или гужевым транспортом преодолевать расстояние до нового места жительства. С 19 века обычно перед переселением на место будущего жительства старались отправить «ходоков». На них возлагалась миссия по первичному осмотру местности и выбору места для хозяйства. Требования были просты: речка, лес, необходимый для строительства жилища и хозяйственных построек. В задачу «ходоков» входила оценка плодородности земли и выбор неболотистого места. Так было и с началом переселения татар из Пензенской губернии в наши края.

По записям, взятым из Ревизских сказок за 1834 г., одним из организаторов переселения татар в заволжские земли был Яхяь Айсын Тяпаив. За заслуги служилых татар перед государством царь Николай I удовлетворил просьбу Тяпаива – разрешил строить дома, использовать богатое займище и целинные земли на облюбованном «ходоками» месте. На ту пору жизненный путь Яхяь Айсын Тяпаива приближался к 86 годам, и в имперской канцелярии ему посоветовали оформить все представительские документы на сына Бахтияра Тяпаива. Кстати, татарское имя Бахтияр означает – счастливый, тот, кому сопутствует счастье.

В некоторых документах того времени наблюдается разночтение в фамилии Бахтияра. По сведениям из того же Госархива Республики Татарстан, Бахтияровка была основана в 1840-х г. переселенцами во главе с Бахтияром Танаевым из с. Мочалейки Пензенской губернии. Первыми жителями были также татары из д. Средней Елюзани, Пенделки (Пельдянги), Кутеевки (Качкары), Мочалейки (Мочалы) и др. В других документах фамилия Бахтияра упоминается, как о Ти(е)паиве. Но это можно объяснить только особенностью произношения имён и фамилий на татарском и написания их на русском языке. Но ведь это не столь важно. Главное, счастье улыбнулось Бахтияру. Продолжив дело отца, он смог подобрать для переселенцев удачное место жительства, богатое пастбищами, сенокосными угодьями. В степи можно было выращивать хлеб, а на заливных лугах – овощи, а также привлекала близость к реке, богатой рыбой. По полноводной Ахтубе ходили до Астрахани суда, груженные углём, нефтью, бакалейными, строительными и другими товарами.

Конечно, переселенцы осознавали, что отправляются на необжитые земли. Нужно было расчищать место для пашни и строительство домов, обеспечить новое селение водой – рыть колодцы и каналы для орошения земли, заново выстраивать хозяйство, засеивать огород. Они начали строительство своего села, которое назвали из уважения к своему волостному старосте – Бахтиярово, впоследствии – Бахтияровка. Был он человеком образованным для того времени, умел успешно решать все вопросы, возникающие у односельчан, и в благодарность к своему волостному старосте селяне назвали село его именем. А ещё Бахтияр был человеком с материальным достатком, но щедро делился им с соплеменниками. Помогал в обустройстве домов новосёлов, в налаживании хозяйства, и в честь своих сыновей волостной старшина Ти(е)паев построил три мечети. При каждой была открыта школа (мектебе) с раздельным изучением арабского языка и Корана: днём занимались девочки, а вечером – мальчики.

– Интересен и такой факт, что среди новоселов было много носителей старинных мужских имен. Так, например, у сыновей Ти(е)паева – Абдулсаттар, Абдулгафар и Мухытдин. В других семьях были такие имена, как Абдулкадир, Абдулкерим, Шамсетдин, Ишмамет и т.д. Откуда мы так подробно знаем и почему только мужские имена? А так гласят архивы Пензенской казенной палаты. Там также было сказано, что с 1836 по 1839 годы выбыли они из сёл Кикино, Кобылкино, Кутеевки, Мочалейки, Решетино и Телятино Чембарского уезда Пензенской губернии. В Царевский уезд Саратовской губернии прибыли 253 человека мужского пола с женами и детьми. Всего 400 человек.

Наверное, нынешним жителям интересно узнать фамилии их далеких предков. Были здесь Абузяровы, Айсины, Бикмаметовы, Агишевы, Ишкины, Искиндировы, Махмутовы, Мустафиновы, Мукменевы, Канеивы, Сулеймановы, Токтаровы, Рамазановы, Фейзулины, Сундюковы, Хансевяровы и т.д. Позднее, в разные годы, переселялись в Бахтияровку жители Татарии, Ульяновска, Оренбурга и других мест. Село начало расти. Построили они добротные дома, три мечети, и к началу Первой мировой войны в Бахтияровке насчитывалось уже 500 дворов. Татары занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

Согласно Памятной книжке Астраханской губернии на 1914 год в селе проживали уже 1983 мужчины и 1854 женщины. Село относилось к Пришибинской волости Царевского уезда. За селом было закреплено 8016 десятин удобной и 15239 неудобной земли. В 1919 г. село включили в состав Царицынской губернии, а с 1936 г. – Сталинградской области.

Все, что сердцу дорого

Все события, которые пережила Россия, не остались в стороне от судеб бахтияровцев. Они прошли и через мятежные времена Октябрьской революции, Гражданской войны, коллективизации, потерю родных в тревожные, холодные и голодные годы Великой Отечественной войны. Восстанавливали народное хозяйство после неё.

В 1947 году в степной части началось строительство военного полигона, поэтому жителей с.Житкур переселили в Бахтияровку. И вот уже 75 лет мы живем рука об руку.

Селяне преодолели много трудностей и сейчас, как утверждают сами бахтияровцы, село переживает второе рождение.

В настоящее время в Бахтияровке около 300 добротных, со всеми удобствами домов и строятся новые. Отрадно подчеркнуть, что правительство не забывает о малых поселениях. Так, в последние годы жизнь сельчан резко изменилась. Нам установили уличное освещение, как в городе, благоустроили парк, отремонтировали ДК, облагородили дороги. В селе есть водопроводная и поливная вода, газ, сотовая связь, интернет и так далее.

Бахтияровцы помнят свою историю и чтят память о легендарных земляках, погибших воинах, защитивших свою родину от фашизма, и продолжают заботиться о своих здравствующих ветеранах. Не обходят стороной детей войны, тружеников тыла, ветеранов труда.

– Нам есть, чем гордиться. В нашей сельской школе учились, а теперь стали известными людьми: ученый в зоотехнии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Волгоградской сельхозакадемии Рашида Назировна Муртазаева (Хансиверова); генерал-майор ракетных войск Анвер Тайфурович Хансевиров; капитан судна промыслового флота, поэт Анвер Абдрахманович Кутуев; генеральный директор Торгового дома трубной промышленности Рашид Абуталипович Канеев; капитан второго ранга, военный представитель завода «Баррикады» Равиль Рахимжанович Сундуков; бывший председатель Ленинского районного суда Раиса Харисовна Латышева (Файзулина). А сколько молодых и талантливых жителей Бахтияровки работают инженерами, учителями, юристами, программистами, механизаторами, строителями, медиками и т.д.

Большой вклад в развитие родного села в разные годы внесли и продолжают приумножать всё доброе и благое для общества потомки первых переселенцев и тех, кого приняли односельчане в свою дружную, теперь уже многонациональную семью. За последние годы главами поселения были Р.Р. Юмагулов, Ш.Т. Агишев, Ф.Т. Курмакаев и И.В. Сукочев. Немало выпускников школы с теплотой отзываются об учителях Ф.Р. Хантимировой, Р.И. Байчуковой, Ф.Т. Суликаевой и О.В. Кутуевой. С большим уважением вспоминают селяне о работе В. П. Тахтаровой. Она много лет заведовала ФАПом. Более 40 лет проработала в библиотеке А.Б. Абайдулина и сейчас является председателем ТОСа. Больше 20 лет возглавляла ветеранскую организацию Н.Г. Искиндирова. Решала социальные, бытовые и правовые проблемы пожилых людей.

Есть в селе свои поэты, музыканты, творческие люди, готовые всегда дарить свое искусство. Жители села по праву считают ансамбли «Дуслар» (Подруги) и «Селяночка» своими жемчужинами песенного искусства, хранителями национальных культур татарского и русского народов. Много лет отдано развитию культурной жизни в родном селе заведующими клубом Г.В. Засимовой, Н.В. Котруновой, Р.Н. Шамшуриной. Кстати, Галине Валентиновне Засимовой, одной не только в селе, но и в районе, сравнительно недавно вручен орден Материнская слава. Разработку всех сценариев к праздничным мероприятиям успешно осуществляет С.А. Кузина. А ещё благодаря ей были уточнены списки земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, для увековечивания их имён на обелиске.

Очень много делали и делают для ухода за пожилыми людьми соцработники Р.А. Сундукова, Е.Ю. Мукменёва, С.Ф. Мустаева, Р.Ф. Сафарова, Т.В. Сундукова, Р.Ф.Савина.

В селе есть мечеть и православный храм. В мечети помогают имаму А.З. Абайдулину А.М. Суликаев, А.Л. Кужаков, А.Р. Мукменёв, Ш.К. Тахтаров, Р.З.Тахтаров, С.М.Латышев, Ф.Я.Мухаметдинов и др.

Добровольными помощниками настоятелю храма, возведённого в память о преподобном Петре, царевиче Ордынском, являются А.Г. и В.И. Нестеровы, Л.И. Зубенко, Н.Г. Искиндирова, З.Н.Латышева, Г.В.Засимова.

Долгое время продавцом трудилась в селе Н.М. Антимирова. Более десяти лет в любую погоду бессменно доставлял односельчан до районного центра и обратно на маршрутном такси Н.Ф. Засимов.

Бахтияровка – село, где активно занимаются спортом и не только молодёжь, но и ветераны. С ними по пропаганде здорового образа жизни работает Г.П. Варламова, заместитель председателя первичной ветеранской организации. Она – одна из первых возрастных спортсменок в районе сдала на отлично норматив ГТО и получила Золотой значок. Вместе с ней в ряду – А.Ф. Писков, Ф.Т. Курмакаев, А.А. Юмагулов, С.К. Зайнулин.

И еще мы гордимся людьми трудолюбивыми, мудрыми, приветливыми. Сколько тонн зерна, овощей, сена, молока, мяса прошло через руки этих когда-то пензенских татар, а теперь их потомки прославляют наше село своими знаниями, умениями, организаторскими способностями. Среди всех сельскохозяйственных занятий у бахтияровцев всегда в приоритете было овощеводство. Как и прежде, многие жители села и сейчас трудятся в земледелии, на полях двух хозяйств. Главными спонсорами всех мероприятий в селе являются СПК «Престиж» во главе с его председателем Алямом Анюровичем Юмагуловым и СПК «Овощное» – с Альбертом Мухамаджоновичем Саломатшоевым. От всех односельчан – огромное спасибо!

Сто восемьдесят пять лет – солидная дата. Но село развивается и разрастается всё новыми и новыми её жителями. Пусть всем здесь живётся добротно и весело, пусть каждый год их радует щедрыми урожаями, добрыми вестями, великими делами, совместными успехами, достойными победами, яркими праздниками и счастливыми событиями. Всем сельчанам – здоровья и достатка, семейного уюта, мира над головой, удачи в стремлениях и безграничной любви в сердце к живописному и дорогому уголку на Земле.

Внешт. корр. «Знамени».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

303