Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

01.02.2022 09:54 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Фильмы о Сталинградской битве. Вчера, сегодня, завтра?

Каждый год 2 февраля все жители Волгоградской области и нашей страны – России отмечают очередную годовщину с момента завершения самого кровопролитного сражения Второй мировой войны – Сталинградской битвы. 2 февраля 2022 года мы отпраздновали 79-летие великой победы на Волге.

Нам, живущим на этой священной Сталинградской земле никак нельзя забывать великий подвиг соотечественников – как отдавших свои жизни, так и ныне здравствующих.

Отечественный и западный кинематограф неоднократно обращался к теме Сталинграда. Как написала в 2001 году авторитетнейшая германская газета «Берлинер Цайтунг» в рецензии на фильм «Враг у ворот» Жан-Жака Анно: «Это Ватерлоо под Сталинградом – позор для всей Европы». Это мнение средств массовой информации Германии. А вот их французские коллеги Сталинградскую битву называют Верденом.

Для справки: битва при Ватерлоо в 1814 году была последним крупным сражением, в котором Наполеон Бонапарт потерпел сокрушительное поражение и как император Франции был англичанами выслан на остров Святой Елены, где и закончил свою жизнь. В 1-ю мировую войну, в 1916 году, в районе французского города Вердена происходили ожесточенные бои. Оба эти сражения были крупнейшими в мировой военной истории и серьёзно повлияли на исход, соответственно, наполеоновских войн и Первой мировой войны. Поэтому в политическом понимании Ватерлоо и Верден – это не только военные, но и политические катастрофы, которые значительно изменили ход истории.

Посмотреть на историческую ретроспективу фильмов о Сталинградской битве – это интересно. Первым хронико-документальным фильмом о Сталинградской битве был фильм «Сталинград» режиссёра Леонида Варламова, выпущенный в 1943 году.

В него вошли киносъёмки от пятнадцати фронтовых операторов. Помимо этого, были использованы и немецкие трофейные киноматериалы. Это хроникальное кино даёт представление о ходе событий в битве за Сталинград. В этом фильме впервые были запечатлены залпы «Катюши» — гвардейского реактивного миномёта. Этот фильм в 1943 – 1945 годах был показан в 80 странах мира.

В 1945 году на киностудии «Ленфильм» был закончен фильм «Великий перелом». На экран фильм вышел 29 января 1946 года. Первоначально фильм назывался «Генерал армии». В фильме воспевается как мудрость Верховного командования, умело сосредотачивающего резерв для решительного контрудара, так и смелость, мужество и решительность командиров всех звеньев, получивших приказ защищать город. Безупречно идеологически выдержанное произведение советского кинематографа сталинской эпохи. Красивые душой и телом советские генералы, офицеры и солдаты являют яркий контраст омерзительным, истерическим фашистам. Советские воины вежливы, опрятны, выдержаны в эмоциях. Их обмундирование безупречно чисто и цело в любой ситуации. Кстати, они не ругаются в отличие от современных героев кино, использующих в своей речи блатной жаргон и ненормативную лексику.

Ходят зимой и летом в шинелях, посвёркивая погонами, которые будут введены через год после показанных в фильме событий. Герои фильма копируя манеру разговора Сталина, говорят сталинским языком со сталинскими интонациями и делают выводы, сделанные Сталиным после окончания Великой Отечественной войны.

Режиссёр этого фильма Фридрих Эрмлер снял почти всех звёздных актёров послевоенного времени: Михаила Державина-старшего, Юрия Толубеева, Марка Бернеса, Андрея Абрикосова и других. В 1967 году на киностудии «Ленфильм» кинокартина была восстановлена и была в широком прокате в кинотеатрах СССР до 70-х годов 20 века. Фильм идеален как идеологический продукт определённой эпохи, но не даёт никакой реальной информации о событиях Сталинградской битвы. Как иллюстративно-исторический материал абсолютно не раскрывает правду о Сталинградском сражении. Но это был фильм своего времени.

Заметным фильмом послевоенной эпохи о Сталинградской битве был советский двухсерийный художественный фильм «Сталинградская битва» режиссёра Владимира Петрова. Снят на киностудии «Мосфильм» в 1948-1949 годах. Премьера фильма состоялась: 9 мая 1949 года – первой серии и 8 ноября 1949 года – второй серии. В фильме снимались почти все известные актёры той поры: Максим Штраух, Михаил Державин-старший, Юрий Толубеев, Василий Меркурьев, Борис Ливанов, Николай Симонов, а также в роли Сталина Алексей Дикий. Монументальное кинополотно снято в духе сталинской эпохи.

Мудрый главнокомандующий Сталин даёт указание генералу Василевскому любой ценой отстоять Сталинград. В город направляется представитель Ставки Маленков, который призывает жителей города встать на его защиту. Ополчение задерживает наступление фашистов до подхода свежих сил. На помощь осаждённому городу через Волгу переправляются войска генерала Родимцева. Показан подвиг сержанта Павлова. По указанию Сталина с севера по наступающим немцам бьют силы соседнего фронта, отвлекая силы противника от Сталинграда. Сталин принимает решение о сроках контрнаступления и направляет для его организации Рокоссовского. В Вашингтоне тем временем президент Рузвельт высказывает сочувствие «этим борющимся русским» и отправляет на переговоры своего спецпредставителя Гарримана. Однако Черчилль продолжает саботировать открытие «Второго фронта». А тем временем недовольный медлительностью Паулюса Гитлер приказывает бросать на Сталинград всё новые и новые силы, в том числе союзников-румын.

Это первое советское художественное кинопроизведение о Сталинградской битве, которое может быть названо художественным фильмом, а не рекламно-патриотическим роликом на заданную тему, как кинопроизведение под названием «Великий перелом».

Руководящая роль великого товарища Сталина чувствуется везде и во всём. Все остальные статисты и исполнители его гениальных идей. Монументализм – главное чувство, охватывающее кинозрителя после просмотра фильма «Сталинградская битва».

По сравнению с «Великим переломом» наблюдается явный прогресс: солдаты и офицеры одеты в форму того времени и по сезону, в фильме появились карты, конкретные даты этапов военных операций и реальные фамилии её главных действующих лиц. Фашисты безнадёжно глупы и непонятно, как они смогли дойти до Сталинграда.

Для эпохи военного кино 40 – 50-х годов вообще было характерно изображать гитлеровцев карикатурно-смешными и неумными людьми, при этом любой офицер Красной Армии выглядел достойно как командир, знающий ответы на все вопросы войны.

Следующим кинофильмом о Сталинградской битве был фильм «Солдаты» (другое название – «В окопах Сталинграда»). Фильм снят по мотивам повести и по сценарию Виктора Некрасова, автора повести «В окопах Сталинграда». Это произведение принесло автору подлинную славу: она переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после прочтения её Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени. Фильм был снят в 1956 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Александром Ивановым. Премьера состоялась 18 марта 1957 года. В этом фильме сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский. Снялись также Всеволод Сафонов, Леонид (Алексей) Кмит, которого мы помним по роли Петьки в фильме братьев Васильевых 1934 года «Чапаев» и другие известные актёры тех лет. Этот фильм был отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля.

Июль 1942 года… Лейтенант Керженцев, его связной Валега и полковой разведчик Седых вместе с отступающими частями нашей армии идут мимо украинских деревень к Сталинграду, где формируются новые части…

Сам фильм и повесть очень дороги тем, что их автор Виктор Некрасов — участник Сталинградской битвы. На фронте он был полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона. После ранения в Польше в начале 1945 года в звании капитана был демобилизован. Награждён орденами «Красная Звезда», «Почётного Легиона» (Франция), медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» была одной из первых книг о войне, написанных правдиво насколько это было возможно в то время.

По сценариям Виктора Некрасова поставлены кинофильмы «Город зажигает огни» (1958 год) и «Неизвестному солдату» (1961 год).

Очень точно и объективно оценивали личность и творчество Виктора Некрасова его современники-писатели, журналисты, люди, которые знали и любили его как талантливого писателя и настоящего фронтовика и тепло отзывались о нём: « Виктор Платонович, капитан Некрасов… Всеобщий любимец, красавец от ранней юности до последних минут жизни. Чёрные усики, военная выправка, солдат, мушкетёр, гуляка – одним словом, русский дворянин и офицер. Кумир многих поколений Виктор Некрасов написал, быть может, лучшую книгу о войне – «В окопах Сталинграда», стал самым молодым лауреатом Сталинской премии и окончил свои дни в изгнании, в Париже. На его могиле, на кладбище Сент-Женевьева-де-Буа, установили осколок снаряда, найденного им самим на Мамаевом кургане, и высекли даты Сталинградской битвы». «Это ж надо было начать жизнь и окончить свои дни в Париже, чтобы где-то посередине написать «В окопах Сталинграда», — скажет о нём Андрей Синявский – известный писатель и диссидент в советскую эпоху.

Но оценивая в целом фильмы о Сталинградской битве послевоенного времени надо отметить, что они имели, в общем-то локальный характер освещения этого грандиозного сражения Второй мировой войны – отдельные эпизоды сражения в «Решающем переломе» (1946 г.), мудрость Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина в «Сталинградской битве» (1949 г.), судьба отдельных участников Сталинградского сражения в «Солдатах» или «В окопах Сталинграда» (1956 г.), а вот масштабной эпопеи сражения в этих фильмах не было.

Это смог сделать только режиссёр-баталист Юрий Озеров в своём двухсерийном художественном фильме «Сталинград», снятого в 1989 году и вышедшего на широкий экран в феврале 1990 года. Этот фильм является частью киноэпопеи Юрия Озерова о Великой Отечественной войне. Уникальность этого фильма не только в масштабности батальных сцен, но и то, что он снимался в творческом содружестве с зарубежными кинокомпаниями «Баррандов» (Чехия), «Уорнер Бразерз» (США) и среди исполнителей главных ролей политических деятелей той эпохи много иностранных актёров.

Роль Василия Ивановича Чуйкова, командующего прославленной 62-й армии, не сдавшей Сталинград, исполнял американский актёр Пауэрс Бут, немецкие актёры Ахим Петри, Эрих Тиде, Герд Михель Хенненберг исполнили роли Гитлера, Гиммлера и Кейтеля, английский актёр Рональд Лейси – Черчилля и испанец Фернандо Альенде – Рубена Ибаррури. Роли советских партийных деятелей и военачальников сыграли известные советские актёры: Арчил Гомиашвили в роли Сталина, Михаил Ульянов в роли Г.К. Жукова, Александр Голобородько в роли К.К. Рокоссовского, Сергей Никоненко в роли генерала А.И. Родимцева. Сыграли свои роли и молодые актёры, ставшие впоследствии популярными: Фёдор Бондарчук в роли снайпера Ивана, Андрей Смоляков в роли лётчика Леонида Хрущёва – сына Н.С. Хрущёва и многие другие.

Как всегда у Юрия Озерова, фильм не только масштабный, но и красочный. Роскошные батальные сцены чередуются с бытовыми сценами, что оживляет фильм, и, без сомнения, украшает его. Плюсом также является показ Сталинграда до начала непосредственной битвы за него.

Фильм «Сталинград» Юрия Озерова был заключительным в киноэпопее, посвящённой Великой Отечественной войне («Освобождение», «Солдаты Свободы», «Битва за Москву»). Все эти фильмы в начале 90-х годов были перемонтированы и объединены для телесериала «Трагедия века» (1993 г.), поэтому и сейчас эти фильмы часто появляются на телеэкранах разных каналов, поэтому они знакомы жителям не только России, но и странам ближнего и дальнего зарубежья.

В 1993 году, используя материал из картины «Сталинград», Юрий Озеров создал односерийный фильм «Ангелы смерти» о снайперах Сталинградской битвы. Это совместная российско-сирийская работа является укороченной версией фильма «Сталинград» и предназначена для зарубежного зрителя.

Юрий Николаевич Озеров – брат известного спортивного комментатора Николая Николаевича Озерова, был участником Великой Отечественной войны. В 1941 году он был призван на фронт, стал связистом, дослужился до майора (призван рядовым), участвовал во многих боях, окончил бои в Германии. В 1944 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. Награждён орденом Отечественной войны II степени и Орденом Боевого Красного Знамени. В последние годы своей жизни как режиссёр был верен своей теме – Великой Отечественной войне, снял фильм «Великий полководец Георгий Жуков». За создание эпохальных исторических картин о войне был награждён двумя Орденами Ленина и Орденом Октябрьской Революции, стал лауреатом Ленинской премии за фильм «Освобождение».

Очень интересным с точки зрения фильмолетописи о Сталинградской битве является фильм 1993 года немецкого режиссёра Йозефа Фильсмайера «Сталинград». Это взгляд на одно из крупнейших сражений XX века с немецкой стороны. Показывается боевой путь батальона из 300 солдат во главе с молодым лейтенантом, не видевшем ранее ужасов войны. Съёмки начинаются в солнечной Италии, где под ласковым солнцем юга, среди темпераментных женщин, немецкие солдаты проводят заслуженный отпуск после битвы в Северной Африке под Эль-Аламейном. Командование перебрасывает их на Восточный фронт в Сталинград, где решается судьба всей кампании. В «ещё не сломленном» Сталинграде войска вермахта несут тяжелейшие потери в ходе городской войны, где бой идет за каждый дом...

Взвод немецких солдат, в первой же битве потерявший больше половины личного состава, ведёт отчаянную борьбу за выживание. Свист пуль и рев «катюш», голод и холод доводят их до грани безумия. Уже почти ничего не удерживает солдат на тонкой линии между жизнью и смертью. После всего, что они видели, после утраты всех идеалов, призыв фюрера «стоять до конца» приобретает для них совсем другое, гораздо более страшное значение. Хорошо раскрыта тема фронтового братства.

Фильм показывает бессмысленность войны как таковой, и бессмысленность войны Второй мировой для немецкого солдата. Практически для каждого из них итогом этого сражения становится плен или жестокая смерть в жесточайших условиях на морозных русских просторах. По официальным данным, из более чем 300 тысяч солдат и офицеров 6-й армии вермахта только 6 тыс. вернутся домой живыми.

«Окопная правда» фашистских солдат – лучший подарок тем, кто ещё бредит войной: в этом фильме она показана такой, какая она есть на самом деле. В 1993 году этот фильм получил награду Bavarian Film Awards за лучшую кинематографию, лучший монтаж и лучшую постановку.

Невозможно пройти мимо фильма 2001 года «Враг у ворот», ставшего своеобразным взглядом американцев на историю Сталинградской битвы. Это экранизация книги Уильяма Грэга «Враг у ворот». Российские и зарубежные зрители, конечно же, видели этот эпический фильм французского режиссера Жан-Жака Анно. Фильм основан на историческом факте – дуэли двух суперснайперов: советского солдата – защитника Сталинграда Василия Зайцева и немецкого майора Кенинга (по версии фильма). История эта не только реальна, но и в свое время была отражена в советской печати военных лет, о чем сам Василий Зайцев в своих воспоминаниях горько сетовал: «Об этом писали в газетах, листовках. Некоторые из них попадали к противнику. Скажу откровенно, дело прошлое, — в тот момент с популяризацией нашего опыта не следовало торопиться: враг быстро улавливал приемы наших снайперов и принимал свои меры. Стоило мне снять одного-двух вражеских офицеров, как фашисты открывали по месту предполагаемой засады артиллерийский и минометный огонь. Приходилось запасными ходами быстро менять позицию и выходить из переплета».

Как вспоминает Василий Зайцев, из Берлина был доставлен руководитель школы немецких снайперов Конинг с заданием убить «главного зайца». Ведь Зайцев обучал снайперскому делу бойцов, командиров и подготовил 28 отличных стрелков. В боях под Сталинградом он и его товарищи уничтожили более 1100 вражеских солдат и офицеров. Сам Зайцев уничтожил 242 фашистских оккупанта. Весть о его ратных подвигах прошла по всей стране, слова: «За Волгой для нас земли нет!», произнесенные им на одном из собраний, стали клятвой всех защитников волжской твердыни. 22 февраля 1943 года младшему лейтенанту Василию Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза, а в Берлине, куда он дошел от Сталинграда, ему была вручена его снайперская винтовка с дарственной монограммой: «Герою Советского Союза гвардии капитану Зайцеву». Возвращаясь к поединку с не менее знаменитым немецким снайпером, отметим, что немецкое командование действительно подтвердило факт гибели руководителя Берлинской школы снайперов в Сталинграде без упоминания имени.

В архивах мемориала «Сталинградская битва» сохранилось об этом поединке множество документов. И, как признает сам режиссер картины «Враг у ворот» Жан-Жак Анно, на мысль о создании фильма его толкнули кни¬ги Уильяма Грэга и Василия Гроссмана о битве на Волге. «Мы попытались понять, что творилось в сердцах людей, прошедших ад. О некоторых мы узнавали из архивных документов, остальные открыты для интерпретации», — говорит режиссер. Вот с этих позиций и надо смотреть фильм, где кроме рассказа о снайпере Зайцеве, его поединке с берлинским «сверхснайпером», его любви к отважной Тане и любовным соперничеством с другом, комиссаром Даниловым, еще показаны сцены фронтового ада на фоне огня и ревущих бомбардировщиков и люди, которые атакуют и сражаются в обороне.

В работе актеров и режиссера чувствуется влияние лучших советских фильмов. Как тут не вспомнить «Сталинград» и «Ангелы смерти» Юрия Озерова, где, кстати, тоже по-своему показана дуэль двух снайперов, да и в целом снайперская война среди развалин и руин города. Заметно, что Анно пройти мимо советского кинематографа о войне не мог.

«Да, советское кино было для нас главным источником», — отметил на пресс-конференции 51-го Берлинского кинофестиваля в 2001 году Жан-Жак Анно. – «Мой герой – Эйзенштейн, но я очень люблю и Пудовкина, и Донского. Мы много раз пересматривали «Балладу о солдате» и «Иваново детство».

Финальные титры фильма «Враг у ворот», объясняющие, что в сражении вокруг Сталинграда полегли миллионы, и что немцы в итоге были разгромлены, выглядят у Жан-Жака Анно крайне странными и нелогичными. Впрочем, Голливуд, он и есть Голливуд, даже если он и европейского образца. «Немцы сегодня воюют на стороне русских – новое поколение Германии ранено Сталинградом», — объяснил на пресс-конференции после демонстрации картины на Берлинском кинофестивале Жан-Жак Анно, рассказывая об энтузиазме, с которым немецкие участники съемок работали над осуществлением этого самого дорого (83 миллиона долларов) кинопроекта Европы.

В Германии картина «Враг у ворот» названа «Дуэль», во Франции — «Сталинград», но оценки на Западе были различны по тональности высказываний. Вот что написало сразу же после премьеры респектабельное издание «Тагесцайтунг»: «Все фильмы на русскую тему отличаются примитивными штампами: немцы представлены во «Враге у ворот» как хладнокровные убийцы, русские, – как люди, постоянно пьющие водку».

Подводя итог, хотелось бы привести то, что было написано в газете «Известия» в 2001 году сразу же после премьеры на 51-м Берлинском кинофестивале этого американо-немецкого фильма «Враг у ворот»: «Жан-Жак Анно сделал превосходную работу, фундаментальную и крайне дружественную. Единственно, в чем он ошибается, — в своей иллюзии, что история Великой Отечественной войны и сейчас в России – источник национальных легенд, а ее герои до сих пор всенародно знамениты: увы, наша память оказалась короче. По сути, французский режиссер усилиями американской кинокомпании и немецкой студии с английскими актерами в главных ролях осуществил то, о чем так долго говорил Никита Михалков, — вернул новым поколениям ощущения Второй мировой войны и народного подвига».

Немецкий кинематограф в 2003 году необычайно ярко дополнил фильмотеку о Сталинградской битве документальным фильмом «Сталинград: подлинная история» режиссёра Гвидо Кноппа.

Уникальная кинохроника и документальные свидетельства героев величайшей битвы Второй мировой. Более 60 лет назад Шестая армия вермахта капитулировала в Сталинграде. До сих пор эта битва освещалась с точки зрения одной из сторон. Но сейчас оставшиеся в живых ветераны, воевавшие по обе стороны фронта, вместе рассказывают о том, что же на самом деле происходило в Сталинградском котле и как они выживали в нечеловеческих условиях. Рассказывается о малоизвестных или сознательно длительное время замалчиваемых фактах. Например, о том, что в Сталинградском «котле» вместе с солдатами вермахта умирали от голода и холода 10 000 местных жителей. Или о том, что более 10 000 гитлеровцев не сдались 2 февраля 1943 года, а продолжали оказывать сопротивление советским войскам. Повествуется также о том, какова была судьба пленных в Сталинграде немецких военнослужащих.

И в заключении, Федор Бондарчук снял фильм «Сталинград», который вышел на экран в 2013 году. Говоря о фильме, в одном из своих интервью Фёдор Бондарчук сказал: «Мое твердое убеждение — каждый режиссер в нашей стране мечтает снять фильм о Великой Отечественной войне или, вообще, о войне. Это может быть камерная история для двух актеров, картина с минимальным бюджетом или это может быть масштабный фильм. Мною двигали кинематографические амбиции, возможность нового кинематографического высказывания. Я с большим уважением отношусь к своим коллегам, которые недавно представили свои картины о Великой Отечественной войне широкой аудитории. Не скрою, я ждал выхода этих фильмов и, после того, как их посмотрел, убедился в правильности того, что мы делаем».

На вопрос о том, что за история положена в основу сюжета фильма, Фёдор Бондарчук сказал, что это оригинальный сценарий и он им очень гордится. Делали его долго. Молодой питерский автор Илья Тилькин потратил на сценарий 3,5 года. А потом его переписывали раз восемь. «Сталинград» — это история борьбы за один дом, расположенный в стратегически важном месте. В фильме шесть главных актеров и две актрисы, с очень драматическими отношениями, с максимальным напряжением. Этот фильм и про любовь тоже. История фронтовой любви — скорее красочно показанная, чем рассказанная. Новый фильм Фёдора Бондарчука оказался камерной пьесой о человечности, жизни, войне и смерти, хотя её действие разворачивается на фоне впечатляющих батальных сцен. Осенью 1942 года Красная армия пытается отбить захваченный частями Вермахта Сталинград, но ей никак не удается переправиться на западный берег Волги. Во время очередной неудачной попытки форсирования на вражеской стороне остаются пятеро красноармейцев: резкий капитан разведки Громов (Пётр Фёдоров), Чванов, обаятельный «пацан» со снайперской винтовкой и забавной присказкой “в общем и целом” (Дмитрий Лысенков), оперный певец Никифоров (Алексей Барабаш), переставший говорить после увиденного на войне, нездорово спокойный артиллерист Поляков (Андрей Смоляков) и нескладный на вид, но сильный делом Сережа Астахов по прозвищу «Тютя» (Сергей Бондарчук-младший). Им приказано закрепиться в выгодно расположенном полуразрушенном доме, прикрывающем переправу. Что они и делают. Немцы, конечно, решают их оттуда выбить. Вермахт и РККА на этом участке фронта разделяет крошечная площадь с фонтаном, кусками разрушенных зданий и сбитым «Хенкелем». «Сталинград» Фёдора Бондарчука, возможно, самый ожидаемый отечественный фильм осени 2013 года, единым махом достиг сразу двух целей: ещё до своего выхода он стал сенсацией в отечественном кинобизнесе и совершил мини-революцию в изображении Великой отечественной войны. Обе новости заключены в том факте, что военный эпос Бондарчука стал первым русскоязычным фильмом в формате IMAX. Надо сказать, что трёхмерный формат выстрелил — присутствие действительно ощущается, из волос хочется вытряхнуть пепел, постоянный элемента почти любого кадра «Сталинграда», брызги крови летят в глаза, и при должном опыте, наверное, по звукам стрельбы и зарницам взрывов можно установить, где в момент фильма идёт бой. Отдельного упоминания заслуживают декорации, выстроенные под Петербургом командой художника «Сталинграда» Сергеем Ивановым. В них война не теряет масштабности в восприятии, но при этом создаётся полное ощущение «войны здесь-и-сейчас», на этом маленьком пятачке выжженной земли со следами бывшей жизни. Что же до киноязыка, то такой Великую Отечественную войну действительно никогда не показывали. «Сталинград» по видеоряду одинаково далёк и от советской традиции жанра военного фильма и от реализма классики Голливуда. Причина этого в самом сюжете: бойцы РККА впятером защищают дом, прикрывающий переправу, по которой потом идти побеждать другим. Боевые сцены изобилуют рапидом, камера нет-нет, да и последует за пулей или снарядом изящным виражом, взрывы объёмны и громки, самолеты и танки агрессивны, эпичны и вселяют уважительный страх. Война как действо сделана очень правильно — именно таким словом можно описать продуманность и уместность каждого спецэффекта. Словом, страшно, но очень красиво, ярко, увлекательно и убедительно. Но главное отличие новой картины Бондарчука от привычных военных драм все же не в изобразительных средствах и не в ритме монтажа. «Сталинград» в принципе войну показывает не вполне обычно. Самая масштабная битва самой страшной войны в фильме сведена до размеров пятачка, на котором врага видно невооруженным глазом. И они уже не просто враги, а люди. Снайпер Чванов советует не думать, что за человек в перекрестии прицела твоей винтовки: так труднее его убить. «Сталинград» при всей эпичности это камерная история возможности человеческого на войне, любви в мире, где есть война, и в конечном итоге, возможности жизни при неизбежности смерти. Попытка изобразить Вермахт с человеческим лицом в фильме логична. Конечно, немецкие солдаты в «Сталинграде» по-прежнему жестокие и опасные враги, но это живые люди, а не карикатуры и не монстры, порожденные адом и Гитлером, чтобы убивать все, что дышит. На фоне немецких страстей образы советских солдат могут показаться критикам невыразительными. Но в «Сталинграде» описано противостояние не столько русских и немцев, сколько войны и человека. А нам, зрителям, остаётся смотреть фильм о Сталинградской битве и после просмотра оценить то, о чём говорил Фёдор Бондарчук. Тем более, что его отец Сергей Фёдорович Бондарчук не только классик мирового кино, снявший «Войну и мир» по одноимённому роману Льва Толстого, и «Судьбу человека» по произведению Михаила Шолохова, но и сам участник Великой Отечественной войны. Я думаю, что фильм получился интересным и новым в киноэффектах изображения Великой Отечественной войны.

Заканчивая статью, я хочу представить читателям мнение о Сталинградской битве Энтони Бивора – автора книги «Сталинград», изданной издательством «Смоленск Русич» в 1999 году. Это произведение стало бестселлером в США, Великобритании и странах Европы, — новый взгляд на события, о которых написаны сотни книг. Это – повествование, основанное не на анализе стратегии грандиозного сражения, а на личном опыте его участников – солдат и офицеров, воевавших по разные стороны окопов. Предоставим слово автору книги «Сталинград» Энтони Бивору: «В Германии до сих пор горячо обсуждается вопрос о мере ответственности вермахта за военные преступления, совершенные нацистами. Но поражает не это, а то, насколько запутаны и поставлены с ног на голову оценки причин и следствий тех или иных явлений и событий военной поры. Как видно из солдатских писем, мораль германских войск, воевавших в Сталинграде, была, мягко говоря, вывернута наизнанку и в головах солдат царила полная неразбериха по вопросу общечеловеческих нравственных ценностей. Так, стремление поработить Россию шло рядом с желанием защитить Европу от большевизма. В конечном итоге, не удалось добиться ни того, ни другого, поскольку цели были ложными, если не сказать преступными. В одном сомневаться не приходится – Сталинградская битва имеет столь огромное политическое и идеологическое значение, что споры о ней утихнут очень и очень не скоро».

Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

576