Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

16.08.2021 11:49 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Вольных степей повелители

Бронзовая пряжка II-I вв до н.э., найденная в курганах с. Солодовка

Волгоградская земля была заселена с самых древних времен. Наиболее ранние стоянки (Сухая Мечетка, Челюскинец, Заикино Пепелище), найденные археологами, относятся к каменному веку и датированы периодом 130– 60 тыс. лет назад. Эти стоянки оставлены древними людьми – неандертальцами.

В эпоху бронзы в степях юго-восточной Европы проживали племена ямной, катакомбной и срубной культур, которые занимались скотоводством и пойменным земледелием.

В IX в. до н.э. наступает ранний железный век. С этого времени и вплоть до IV в. н.э. в степях юга России господствовали индоиранские кочевники – киммерийцы, скифы, савроматы, сарматы.

Недавно жителям нашего региона пришла очередная новость от исследователей глубокой истории, 16 июня этого года в Октябрьском районе Волгоградской области в ходе студенческой (ВолГу) археологической экспедиции были найдены захоронения позднего сарматского периода.

«В первом кургане обнаружена сероглиняная миска, датируемая I веком нашей эры. Во втором археологи нашли сразу два погребения разных веков: женское, относящееся к позднему сарматскому периоду, и мужское половецкое захоронение. Вместе с половцем раскопали колчан охотничьих стрел с трехгранными костяными наконечниками и предметы одежды, – сообщает пресс-служба Волгоградской области. – Все находки направят в специальную лабораторию. После анализа отчеты передадут в Институт археологии РАН, а сами артефакты станут частью коллекций музеев региона».

Напомним, что на территории Волгоградской области зарегистрировано более 26 тыс. памятников археологии.

А находятся ли следы пребывания древних кочевников на территории Ленинского района?

– К настоящему времени изучены сотни сарматских погребений на территории Ленинского района, относящихся к разным периодам их истории. Наибольшее количество известных комплексов, раскопанных в Заволжье, относились к раннесарматскому и позднесарматскому времени. Почти во всех изученных могильниках присутствовали сарматские погребения. Их мы раскапывали, например, в могильниках Солодовка I, Ковыльнов III,– отвечает автор работы «Сарматы междуречья Волги и Дона в I — первой половине II в. н. э.», кандидат исторических наук, доцент, генеральный директор ООО «Волжский научно-производственный центр археологических исследований и экспертиз» Александр Анатольевич Глухов. Сейчас он продолжает археологические работы в Царевском городище совместно с сотрудниками Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан в рамках выполнения государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа». Александр Анатольевич достаточно продолжительное время изучал культуру древних народов.

Определенных названий самых древних племен не осталось. Геродот в своём описании Скифии впервые упоминает восточных соседей скифов под именем савроматы. Позднее, с лёгкой руки александрийского географа, математика, астронома Клавдия Птолемея будет употребляться иной вариант – «сарматы». Первые сарматские народности, известные под этим названием, упоминаются в древних источниках под именем «сарматаи». Название «савроматы», предполагают историки-лингвисты, происходит от иранского слова «саоромант» – «опоясанный мечом».

– Савроматы и сарматы разводили овец и коней. Кочевали и совершали военные походы (набеги). Вероятно, что занимались растениеводством, выращивали просо. В некоторых письменных источниках сообщается, что сарматы ели просяную кашу, которую разбавляли водой или лошадиной кровью.

Сарматы никогда не были единым народом, утверждают учёные, и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности.

В раннесарматское время степи Поволжья населяли аорсы, верхние аорсы и сираки. В средне- и позднесарматское время – аланские племена.

Предполагается, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своём собственном диалекте, хотя точно об этом ничего не известно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошёл от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать, говорят лингвисты, современным сарматским языком. Некоторые современные авторы научных работ об исследовании антропологических скелетных останков этих кочевых народов, преимущественно их черепов, считают аланов народом, отличным от сарматов, хотя и родственным им по происхождению. Кстати, великий Ломоносов считал, что именно от сарматов произошли славяне. Современные казаки тоже причисляют себя к потомкам сарматов.

Согласно описаниям древних авторов записей о племенах, «гулявших» на просторах низовья Волги, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закруглённые войлочные шапки, хотя некоторые обходились вообще без головного убора. Женщины носили платье с рукавами до запястий, подвязанное поясом и обшитое бисером. Поверх платья – распашной халат, застёгнутый фибулой (металлическая застежка одежды) на груди. Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались также бисером. Головы сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом. Знатные сарматки носили золотые серьги со вставками из драгоценных камней. Их причёски часто венчались диадемами. Золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь. Многие сарматские украшения – настоящие шедевры ювелирного искусства. Связь племён с природой прослеживается в них. Все украшения сарматов изготовлены, выражаясь современным языком, в анималистике, а проще – в «зверином стиле».

– Звериный стиль выражался в украшении различных предметов, чаще социально значимых, таких как вооружение, детали конской узды, украшения, – поясняет кандидат исторических наук А.А. Глухов. – Звериный стиль нес магическую, охранительную функцию. Он усиливал, по мнению сарматов, способности человека, коня, меча и т.д. Одной из уникальных находок, сделанных нами в могильнике Солодовка I, была бронзовая рамчатая поясная пряжка с изображением пантеры. Эта находка была сделана в погребении раннего сармата, где также был найден железный меч. Подобные рамчатые пряжки имели распространение в более восточных регионах, в Поволжье их из-вестно немного.

Вообще, следует отметить, что встречаемый в сарматских погребениях инвентарь делится на мужской, женский и детский. Для мужского набора характерны предметы вооружения, детали конской упряжи, бронзовые котлы, оселки, ножи.

В уже упоминаемом выше могильнике Солодовка I в поздне-сарматском погребении помимо железного меча был найден бронзовый уздечный набор, включавший большое количество бронзовых деталей, главной из которых являлась крупная налобная бляха в виде трехконечной свастики (трискель), символизирующей солнце.

Для женских погребений характерны украшения, посуда, гли-няные курильницы, – рассказал о находках А.А. Глухов.

Как они выглядели? Простые курильницы делали в форме небольшого стакана с отверстием в боку. Более сложные имели другую форму, на них часто – орнаменты. Погребения этих женщин отличаются богатством. По письменным сообщениям и по археологическим данным – сарматские царицы, руководившие целыми объединениями племен.

Бывая в 80-е годы прошлого столетия на раскопках волгоградского археолога, доктора исторических наук, профессора Анатолия Степановича Скрипкина, среди найденных погребальных предметов видела небольшие округлой формы с ручкой бронзовые зеркала. На вид они не были похожи на те, что сейчас в обиходе, и как пояснял Анатолий Степанович, выполняли у древних двойную функцию. Первая, как не трудно догадаться, отражение человеческого образа, а вот о второй – подробнее…

Ни у одного народа зеркало не играло такой значительной роли, как это наблюдалось у сарматов, которые считали зеркало не только предметом туалета, они наделяли его волшебной магической силой. Являлись отражением религиозных представлений этого народа, важным источником информации. Сарматы верили, что в зеркале остается кусочек души умершего человека, который в него смотрелся при жизни. Когда человек умирал, прежде чем положить с ним в могилу зеркало, его иногда разбивали или калечили, что вероятно символизировало исчезнувшее человеческое изображение.

Лишь знатокам этого периода истории они многое могут «рассказать» о своих владельцах. Классификация сарматских зеркал создавалась многими учёными, в том числе А.М. Хазановым в 1960-х гг. и была переработана А.С. Скрипкиным в начале 1990-х гг. Правда, с учетом новых данных постоянно корректируется. Насчитывается более десятка типов зеркал разных форм дисков и ручек. А.С. Скрипкин отмечает несколько этапов в развитии савромато-сарматских зеркал с характерными специфическими особенностями. Например, в савроматской культуре преобладающими были зеркала с гладким диском, зеркала с валиком у края диска у сарматов в период с рубежа IV — III вв. до н. э. по I в. нашей эры, а преобладание орнаментированных зеркал с боковой и центральной петелькой – во II-IV вв. нашей эры. А ещё есть варианты или подтипы зеркал!

А.А. Глухов проанализировал материал 370 среднесарматских погребений южной части Волго-Донского междуречья и сделал попытку уточнения хронологических рамок бытования зеркал. Он пришёл к выводу, что основная масса плоских зеркал без ручки относится к периоду с конца I в. до н. э. – рубежу первой половины I в. нашей эры. Его коллега А.М. Хазанов считал, что зеркала с ручкой-штырем, валиком по краю, с конусовидной выпуклостью в центре диска приходят к сарматам с началом новой эры с Востока, где находки подобных изделий очень часто встречаются.

За каждой такой находкой скрывается целый пласт истории развития культуры древнего народа. Так мы узнаем, например, что в сарматском обществе женщины имели особое положение. Они принимали активное участие в общественной и политической жизни. Наравне с мужчинами участвовали в военных походах, не уступали им в храбрости. Почетное положение женщин в сарматских племенах неоднократно отмечалось античной литературой. Еще Геродот упоминает о том, что «савроматские женщины ездят верхом на охоту и ... выходят на войну». А Гиппократ пишет о том, что «... девушки не выходят замуж пока не убьют трёх неприятелей».

У мужчин одежда более скромная, и вообще, как сообщает античный историк и географ Римской Греции Страбон, человек, создававший географию «собственными ногами», что у сарматов (роксоланов) «юношей приучают ездить верхом с самого раннего возраста, а хождение пешком считается достойным презрения. Благодаря такой подготовке они вырастают в искусных воинов». Есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола.

Основной боевой силой сарматов и аланов, как и других евразийских кочевников, была конница. Конь давал одежду, пищу и питье, спасал жизнь. Конь олицетворял силу и богатство. Одним из главных религиозных культов сарматов был культ коня. В захоронениях воинов находят останки их спутников и фрагменты упряжи. Стремена, удила железные кольчатые, двусоставные. Подобные удила найдены в кургане № 3 могильника Солодовка II. Конечно, за столь продолжительное время одежда не может сохраниться, а амуниция встречается. Например, колчан трапециевидной формы. Аналогичные найдены в курганах № 1 и 2 курганной группы Солодовка II, в кургане № 1 Царевского курганного могильника, датированного серединой XIII в. В кургане № 2 курганной группы Солодовка II наряду с колчаном найдены фрагменты седла.

О сарматской археологии писал в своих работах профессор Граков Б.Н. Первые работы по истории сарматов им были написаны в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого столетия. Когда Б.Н. Граков начал свои исследования в Нижнем Поволжье, сарматская археология располагала лишь незначительным, неизданным или частично изданным материалом из раскопок профессора, член-корреспондента АН СССР Спицына А.А., археолога и музейного работника Рыкова П.С., ученого, писателя, художника Pay П.Д. и советского учёного-археолога и педагога Минаевой Т.М.

В 1945 г. в письменных материалах, подготовленных к Всесоюзному археологическому совещанию, Граковым Б.Н. были изложены основы периодических изменений сарматской культуры. Через два года после этого появилась его работа «Пережитки матриархата у сарматов», по словам историков – выдающаяся.

К настоящему времени в результате работ многих экспедиций накоплен огромный археологический материал по сарматам, нашедший отражение во многих отчетах, хранящихся в архивах, в предметах их материальной культуры. Разными исследователями написано неисчислимое количество статей и монографий по различным вопросам истории сарматской культуры. Из числа многих работ волгоградских учёных, отличающихся глубоким анализом, – монография «Сарматы» (Волгоград, изд-во ВолГУ, 2017г.) профессора, доктора исторических наук, консультанта Волгоградской областной Думы по вопросам истории и культуры А.С. Скрипкина. Как отмечают многие его коллеги, Анатолию Степановичу пришлось столкнуться с непосильной задачей – отразить все разнообразие мнений и идей, высказанных другими исследователями. «Я старался изложить общие концепции развития сарматской культуры и истории – так, как я себе их представляю. Думаю, что мои более чем пятидесятилетние занятия сарматской археологией дают мне право на это», – говорит о своей работе автор.

Любители археологии могут почерпнуть знания о сарматской культуре из статьи А.А Глухова в издании «Нижневолжский археологический вестник» №6 (журнал выходит 2 раза в год) «Глиняные курильницы из среднесарматских погребений междуречья Волги и Дона», «Сарматские погребения из могильника Красный Нахарь I, материалы по археологии Волго-Донских степей». А также из совместных его научных работ с В.И. Мамонтовым – «Сарматские погребения из могильника Первомайский»; A.C. Скрипкиным – «Савромато-сарматские погребения из курганов в районе поселка Котлубань», историко-археологические исследования в Нижнем Поволжье» и др.

Наше Заволжье привлекало многие племена и народы. По волжским степям проносятся гунны, вслед за ними – авары. Три столетия держит власть Хазарский каганат. Причем, столицей Хазарии становится город Итиль (в переводе с тюркского означает «река», то есть Волга). Кстати, с доисторических времен человеческая память донесла до нас три наименования реки Волги в ее нижнем течении: Арас, Ра и Итиль. Из них наиболее известны древнейшие – Ра и Итиль. По одной из версий, Итиль был расположен практически в границах нынешнего Волгограда. А в IX–XI вв. в здешних местах осваиваются новые пришельцы с востока: берендеи, торки, печенеги, а потом и половцы. Они совершают систематические набеги на славян. По словам одного византийского писателя, для печенегов «жизнь мирная – несчастье». Каждый воин имеет не менее двух лошадей, чтобы во время похода, набега их постоянно менять. Это помогает быстро передвигаться на дальние расстояния, стремительно и часто нападать на противника.

Русы появляются на Волге в X веке. Их князь Святослав громит Хазарию и начинает бесконечные войны с другими кочевниками. Его дело продолжают потомки вплоть до самого прихода монголо-татарской рати в XIII веке. И всех их сторона с горьковатым запахом полыни приятно удивила.

А. Котова, корр. «Знамени».

Фотографии предоставлены А.А. Глуховым. Материал подготовлен в рамках отмечаемого в России Года науки и технологий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

173