Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

29.07.2021 13:24 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Руины «шепчут» дивные рассказы

В Ленинском районе завершает работу археологическая экспедиция, которая вела раскопки на развалинах Царевского городища.

Его называли Гюлистаном – городом цветов (садом – в разной транскрипции), просуществовал он всего 60 лет, но след в истории оставил на века.

– Это название сохранилось в письменных древних источниках и на монетах. Сегодня это окрестности села Царев, – рассказывает кандидат исторических наук, доцент, генеральный директор ООО «Волжский научный производственный центр археологических исследований и экспертиз» Александр Анатольевич Глухов у места раскопки печи мастерской времен Золотой Орды. Этим летом впервые за последние шесть лет появилась возможность возобновить археологические исследования на Царевском городище.

– Финансирование этой экспедиции идет через Институт археологии им. А.Х. Халикова Академии наук республики Татарстан в рамках выполнения государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа», – дополняет рассказ коллеги Роман Зоря, младший научный сотрудник указанного института.

Некоторые исследователи полагают, что Гюлистан был пригородом аль-Джедида. Спорят даже по поводу того, сколько было столиц. Возможно, Новый Сарай даже не вторая, а третья по счету. Можно встретить и такое название города, как Сарай-Берке. Ведь Берке был родным братом Батыя. Соответственно, они были современниками. Так или иначе, но это был один из крупнейших городов низовья реки Итиль (Волги) и играл не последнюю роль в жизни народов, здесь обитавших. Торговля в золотоордынских городах в силу географических особенностей и старых налаженных торговых связей с соседними странами развивалась в исключительно благоприятных условиях. По мнению историков, наиболее изученным из золотоордынских городов является большой торгово-ремесленный город на берегу р. Ахтуба.

Как рассказал А.А. Глухов, город Гюлистан стоял на северном ответвлении Великого шёлкового пути и был одним из центров транзитной торговли. Часть товаров оседало в городе, и городской базар был наполнен ими. Отрывок из небольшого отчета А.В. Терещенко, в котором помимо перечня одежды и яств, продаваемых в Сарае, он перечисляет, что смогли увидеть в развалинах базарных складов участники экспедиции: «В трех каменных подвалах на том месте лежали кучей: куски кристалла, краски – синяя, желтая, голубая, зеленая, красная и белая; кольцо от хомутов и уздечки, удила, цепи железные, подковы, железные втулки от колес, смола, листы меди, оселки, точильные бруски, грифельные дощечки, камни для растирания красок, глиняные кегли и шары, медная проволока, мотыги, сера, квасцы, селитра, просо. По разнородности найденных на одном месте предметов можно полагать, что тут был базар, внутри которого могло находиться каменное складочное место для товаров, какое бывает почти во всяком азиатском городе». Торговля шла бойко. Заезжих купцов привлекал умеренный размер пошлины и применения для оплаты единой денежной системы, которая была в ходу от Китая до Египта.

Почему монголы выбрали это место для оседлости и построения такого большого города, как вблизи с. Царев? «На выбор места основания города повлияли многие причины, – поясняет А.А. Глухов. – К ним относятся наличие в этом регионе удобной для кочевников экологической ситуации и прохождение здесь важнейших торговых путей, которые вполне можно квалифицировать как трансконтинентальные. К тому же, это место хорошо обеспечено водой: с юга – р. Ахтуба, с запада – р. Кульгута, с востока – р. Царевочка. На двух последних реках городскими инженерами были построены монументальные плотины и созданы крупные водохранилища. Это позволяло обеспечивать город водой в течение всего года в условиях засушливого климата. Вода из водохранилищ поступала по магистральным каналам в город и через сеть каналов и арыков попадала в каждый дом или усадьбу».

В разное время по артефактам учёные исследовали уклад жизни обитателей Царевского городища. Первые шаги в археологическом изучении Царевского городища предприняли Преосвященный Иаков, И. Шиловский, Г. Саблуков. Царевское городище активно раскапывалось А. В. Терещенко в 1843-1851 гг., Ф. В. Баллодом в 1922 г., поволжской археологической экспедицией под руководством Г. А. Федорова-Давыдова в 1959-1973 гг., Ю. А. Зеленеевым в 1990-х гг., Е. П. Мыськовым в 1999 г. С результатами работ археологического отряда «Гюлистан», которым руководил А.А Глухов, а он был на Царевском городище с 2005 по 2014 гг., можно ознакомиться в книге под названием «Царевское городище: история изучения, историческая топография, хронология» (изд. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015). Многочисленные топографические исследования показали, что город Гюлистан всё же можно отнести к периоду XIV века существования Золотой Орды.

«Он поражал путешественников своей обустроенностью и красотой на берегу Ахтубы, – Александр Анатольевич показывает, в каких районах что, где находилось. – Даже постройки домов простых жителей были хорошо продуманы. Очаг, спальные комнаты и хозяйственные постройки удобно расположены для длительного повседневного проживания».

Если в XIII веке большие золотоордынские поселения представляли собой скопление юрт, кибиток, в редком случае было стационарное жильё степняков, то к началу XIV века находят фундаменты под высокие сооружения из камня с голубой облицовкой стен.

– Около одного из горнов мастерской по обжигу керамических изделий мы сейчас и стоим, – Александр Анатольевич спускается вниз, на дно полутораметрового котлована, вырытого под палящим солнцем экспедиционной группой при помощи лопаты, а ближе к объекту – небольших лопаток и кисточек разной жёсткости. Так, осторожно, сантиметр за сантиметром, квадрат за квадратом открывают археологи продукты производственной деятельности человека около плавильной печи.

– Он – округлой формы, – показывает на горн историк. – Хорошо видны две камеры – топочная и обжигательная. По продухам шёл горячий воздух, заполняя камеру с изделиями. Вокруг горна площадка выложена сырцовым кирпичом. Внутренняя часть печи от высокой температуры оплавилась и превратилась в стекловидную массу. По всем признакам здесь изготавливались так называемые поливные кирпичи и изразцы, то есть покрытые цветной глазурью. В основном голубого цвета. Вокруг можно найти обломки продукции. Это, скорее всего, брак, а качественными украшали значимые здания.

Ближе к Ахтубе в пышности зелени садов стояли крупные усадьбы знати, так сказать золотоордынская «рублёвка». Наиболее крупный район с усадебной застройкой располагался к югу от центральной части города и тянулся вдоль Ахтубы более чем на 3 километра, – продолжает экскурс в историю А.А. Глухов. – Дальше, в сторону степи – административные и жилые здания, базарная площадь и мастерские. Часть города имела квартальную застройку и была окружена обводным каналом, подающим воду в густонаселенные торгово-ремесленные районы. Те, что были связаны с использованием огня: кузнечным, плавильным и гончарным делом, с целью безопасности выносились за пределы городских кварталов, но с учётом свободного доступа мастеровых к каскаду обводного канала. Видите вот эти углубления в земле, поросшие деревьями? Они сейчас напоминают ямки, а тогда – намного глубже… По каналам и трубам шла вода для полива, в купальни, к мастерским и дальше в степь – на поля. Жаль, что всего этого сейчас мы не можем увидеть, – сказал А.А. Глухов. – В период «Великой Замятни» (период междоусобиц) в середине 60-х гг. XIV в. город Гюлистан подвергся нападению, вероятно, войск Мамая и был фактически уничтожен. В раскопах разных лет фиксируются следы погрома и пожара. Под завалами разрушенных домов археологи часто находят кости убитых и незахороненных людей. После погрома уцелевшая часть жителей, вероятно, вернулась в разрушенный город – небольшой поселок просуществовал в южной части до 1395 г., когда Тамерлан полностью уничтожил этот город (в 15 веке на месте Гюлистана уже никто не жил).

А.В. Терещенко, который чуть ли не первым среди русских учёных мужей побывал в 1850 и 1851 годах на Царевском городище, в своей работе «Окончательное исследование местности Сарая, с очерком следов Дешт-Ки(ы)пчакского царства» в ученых записках Императорской Академии Наук по первому и третьему отделениям (том 2. выпуск 1 от 1853г.) пишет об мозаичных облицовочных камнях, найденных на руинах. Дословно у него сказано так: «Изразцы мозаические, находимые между горелым, на стенах зданий обрушенных, в стенах на полу комнат и на самом полу были перебиты или прокопчены дымом; позолота же на них, украшения, изображения разнообразные и цветы, как то: лилии, тюльпаны, незабудки, звездочки, кружочки и письмена, все это, часто покрытое одним чистым золотом, было прокопчено дымом, отчего слетала позолота при легком дуновении. Цвет красок мозаика – голубой, синий, красноватый, палевый и белый – сохранил большею частью свою прекрасную яркость; но жаль было смотреть на обвалившиеся стены мозаические, погребенные под кучами камней, известки, щебня, уголья и сажи. Иногда ряды карниз и мозаика лежали под спудом перегорелого; там же валялись обломки колонн, расцвеченных голубым, палевым и темно-кирпичным мозаиком…»

Сарай был основан примерно в 30-е годы XIV века, в период расцвета Золотой Орды. Летом двор хана кочевал от Нижней Волги до Самары, а зимние крупные стоянки являлись центрами образования городов.

– Нельзя утверждать, что город населяли лишь монголы. Он, как мы сказали бы современным языком, был городом многонациональным, где находилось место для разных вероисповеданий, – продолжает свой рассказ А.А. Глухов. – Среди мастеровых людей много представителей как из северных, так и восточных районов Золотой Орды. Одна народная культура плавно переходила в другую, обогащая и насыщая город новыми традициями и обрядами. Такой симбиоз шёл на пользу всем. Это хорошо видно по развитию прикладного искусства, ремесленного дела, в частности, по орнаментам облицовочных камней, которые находим при раскопках таких мастерских, как эта.

Мы не нашли у горна каких-либо инструментов, а рядом, судя по магнитометрической съёмке, находятся еще две печи. Можно предположить, что после выхода из строя старой стали пользоваться новой, взяв орудие производства с собой.

Поселений, тесно связанных с городом и производивших стройматериалы для возведения всяких крупных культовых комплексов, было несколько. У современного с.Колобовка также существовал поселок строителей. Здесь четко выделяется производственная зона с горнами.

И всё же, сложное строительство и изготовление мозаичной керамики больше, наверное, доверяли мастеровым – выходцам из Средней Азии. Уж больно много восточных орнаментов, грамотно составленных согласно канону восточного средневекового искусства. Невольно всплывают образы древних дворцов городов Бухары и Самарканда, – сказал А.А. Глухов.

Красивая и прочная архитектурная глазурь была и, вероятно, всегда будет признаком особого ремесленного качества, почти фантастических возможностей «архитектурной картины». Сто шестьдесят восемь лет назад А.В. Терещенко тоже находил такие печи. «Под основаниями зданий и около них откапывались трубы водопроводные, – пишет он. – В двух сравнявшихся с землею зданиях торчали в углу одной комнаты две печи, из коих в одной найдена глиняная разбитая посуда, скорлупа яичная, косточки бараньи и рыбьи, а в другой была вьюшка железная и горшок с перегоревшим хлебом. По направлению водопроводных труб, лежавших недалеко от высохшего пруда, были два горна, уже разрушенные: внутри и около них были разбросаны слитки металлические и стеклообразные. Иногда на отвалившейся штукатурке виднелись надписи, изглаженные или одни остатки от них. Так, на одном осколке было несколько слогов на арабском языке: «велаке мен», т. е. «страсть к тебе»… Обломки стеклянные от кувшинов, бокалов, кружек и чаш имели цвет голубой, темно-синий, зеленоватый, серебряный и золотой. На одном куске выведены украшения наподобие рококо, с заклинательною надписью на арабском языке из суннитского изречения «нет бога кроме Бога». Буквы величиною около полувершка оттиснуты правильно и красиво…»

В одном из залов Эрмитажа в экспозиции предметов времён Золотой Орды есть находки А. В. Терещенко с Царевского городища. Среди них – изразец с персидскими стихами (на снимке), датированный им XIV в.

Первым, кто обозначил в публикации размеры Царевского Городища, был П.И. Рычков. Но он сам указывал, что эта информация принадлежит В.Н. Татищеву. В разное время составлялись схемы и планы руин некогда цветущего города. Нынешним раскопкам предшествовала магнитометрическая съёмка. Она используется современными археологами и поисковиками при поисках различных исторических артефактов. Конечно, легче всего с помощью магнитных методов отыскиваются железосодержащие предметы. Несколько сложнее обстоит дело с обнаружением археологических объектов. Но даже такие сложные цели вполне «по зубам» сегодняшней технике. Все объекты под слоем земли подробно нанесены на карту. Дорого бы заплатили чёрные копатели за неё. Но учёные стоят на позиции охраны одного из крупнейших археологических памятников Восточной Европы эпохи средневековья. Александр Анатольевич отрицательно относится ко всякому роду искателям «золотых коней».

– «Черные археологи» являются большой проблемой для археологических памятников. Их варварские методы раскопок наносят непоправимый урон историческому наследию, мешают узнать истину.

На табличке стелы, обозначающей границы Царевского городища, указано, что это – памятник археологии, субъект культурного наследия федерального значения. Хотелось, чтобы об этом помнили все, кто вступает на заповедную землю, – говорит кандидат исторических наук А.А. Глухов.

Удивительная земля нашего Заволжья, сколько ещё тайн хранит историко-культурный слой Царевского городища. Много исследовано, но ещё больше предстоит открыть.

А. Котова, корр. «Знамени».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

89