Меню
16+

«Знамя», газета Ленинского района Волгоградской области

06.01.2020 12:42 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Горит свеча, стекает воск…

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Неоднозначное отношение Православной церкви к этому обычаю в наши дни. С одной стороны корни уходят во времена язычества, а с другой – Святки, происходя от глагола «святить», находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира. За подобные поступки (гадание) отлучали от причастия, а это для верующего человека является серьезным наказанием. Психологи тоже скептичны в отношении гаданий и говорят о подводных камнях подобных «увлечений». Судите сами, при гадании, например, девушки снимали обереги (кольца, серьги, пояса), крестики и распускали волосы – считалось, что к женским волосам притягивается нечистая сила, и будто они обладают магическими способностями. На обнажённое тело гадающие надевают рубаху без единого узла, и, вообще, поблизости не должно быть какого-нибудь круга, а всё действо происходит в ночное время и при слабом освещении. Страшно, таинственно и любой шорох может вывести всякую неокрепшую душу из душевного равновесия! Тем не менее, с тех самых пор, как на Руси с Х века стали отмечать Рождество, праздник тесно переплелся с существовавшими задолго до этого языческими обрядами и суевериями. Поэтому и к рождественским гаданиям готовились задолго. Считалось, что это время, когда жизнь переворачивается, а, значит, можно делать все, что запрещается в другое время. По улицам ходили ряженые, молодежь пела колядки, и эти дни считались самыми подходящими для предсказаний. Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Девушки ворожили на суженого, на детей, достаток и урожай. Отыскивать первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности. Известно, что древние христиане освящали все торжественные праздники благочестивыми делами. Государи освобождали народ от разных недоимок, уменьшали подати, выпускали преступников из темниц. Пастыри наставляли людей святить праздники Господни богоугодными приношениями. Христиане ревностно выполняли благие внушения наставников, делая в пользу страждущего человечества посильные подаяния, которые Церковь освящала Божескими благословениями. Предки, без сомнения, праздновали святки иначе, нежели сейчас. Время изменяет много в жизни. Но, так или иначе, а святочные дни прочно вошли в культуру русского народа. Они праздновались всеми, но, в основном, это было время молодых. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

В книге «Сказания русского народа» собраны обряды Иваном Петровичем Сахаровым (С.-Петербург. Издание А.С. Суворина. 1885г.), знаменитым археологом, собирателем песен, народных верований, преданий и обычаев. Среди них – святочные гадания. Вот одно из мистических, которое поведала ему Агафья, «нянька из дома купца Прокофьева Астраханской губернии, когда тот был на Нижегородской ярмарке вместе с чадами и домочадцами, и вечер коротали за сказами о былом». «Отчаянная девушка, – пишет И. П. Сахаров, – накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор, кроме ножа и вилки, и говорит: «Суженый, ряженый! Приди ко мне поужинать». Все окружающие выходят в ближние покои, а она, оставшись одна, запирает двери, окна, садится за стол с ожиданием суженого. Признаки приближения суженого следующие: ветер жужжит под окнами, со свистом; удары в окна, в дверь; смрадный запах. Потом является суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, молчать на все вопросы, замечать черты лица и платье. Суженый садится за стол, начинает говорить. Девушка вместо ответа спрашивает: «Как звать?» Суженый сказывает имя, вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна говорить: «Чур, моего места! Чур, моей загадки!» Суженый исчезает, оставляя на столе вещь, им принесенную. Если она сробеет и не зачурает, то суженый производит разные проказы».

Есть и другие гадания, записанные собирателем народных обычаев и обрядов И.П. Сахаровым: «Делают с вечера из воску стадо лебедей по числу девиц. Лебедку окрашивают румянами, а лебедь остается белым. Гадальщицы выбирают для себя лебедя с лебёдкою, опускают в чашку с водою и накрывают платком. Пред тем временем, как ложиться спать, смотрят, как плавает лебедь с лебёдкою? Если плавает вместе, то замужняя жизнь будет согласная; если разошлись порознь, то будет вражда». Другое гадание, направленное на любовь и семейные отношения, описанное им: «Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько дочек». Есть описания у Ивана Петровича и таких гаданий: «Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!». В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца.

Тема святок и святочных гаданий освещена в этнографических трудах М.Д. Чулкова, И.М. Снегирёва, С.В. Максимова. Одним из первых к описанию святочных гаданий обратился еще в конце XVIII века Михаил Дмитриевич Чулков в своем труде «АБеВеГа русских суеверий». Он – автор многих художественных произведений, пяти сборников рассказов и сказок, написанных на основе народного творчества.

Особая насыщенность магическими обрядами и гаданиями, приметами, обычаями и запретами, поведением людей выделяет Святки из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись, как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. А во-вторых, целым комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света умерших душ и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения.

Святки являют собой странную смесь языческих обрядов с христианскими традициями. Понятно, что родом из язычества гадание, игры, наряды, не имеющие ничего общего с христианскими целями и настроением. Собственно, как и «славление», то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездой, вертепом и подобными предметами. А вот в самом слове – «святки» – скрыто значение, святость дней, в которые произошло столь радостное для христиан событие. Ну, а если кто мечтает о встрече суженого в этом году, а все девушки на выданье мечтают об этом, и верит в предсказание, каким будет муж, то могут провести одно из святочных гаданий. Проводят его в любой день Святок. Наши бабушки считали, что кто был одинок и уже отчаялся найти свою любовь, кто желал встретить свою вторую половинку и связать себя с ней узами брака, самое верное гадание в ночь на 14, то есть 13 в Рождественский обряд. Нужно пойти к церкви, обойти ее 12 раз вокруг нее по часовой стрелке. При этом следует сделать обращение к Богу на помощь в поиске любви. Считается, что подобный ритуал разрушает одиночество и снимает обеты. Эта ночь как нельзя лучше подходит для ворожбы на жениха для тех, кто в это верит…

А. Котова,

корр. «Знамени».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16