Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

29.06.2021 14:59 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

За широкой, как море, рекой Итиль

Существует мнение, что наши заволжские края пользуются большой популярностью у туристов, охотников и рыболовов. Скажем больше, пойменные просторы между полноводной рекой и её рукавом издревле привлекали людей. Здесь пастбища для скота и хороший подход к проточной воде, мягкий климат и есть где укрыться от врагов, которых было у племён достаточно много. Самые ранние поселения, найденные археологами, датированы периодом 130– 60 тыс. лет назад.

Как-то довелось в 80-е годы побывать на археологических раскопках в нашем районе А.С. Скрипкина, сейчас профессора, доктора исторических наук, а тогда доцента ВолГу. Кстати, благодаря ему сформирована кафедра археологии, древней и средневековой истории (ныне кафедра археологии и зарубежной истории) при Волгоградском госуниверситете. В рабочей экспедиции со своими учениками Анатолий Степанович вёл исследование кургана на склоне террасы, напротив села Бахтияровка. Это было захоронение, но чьё?

Слой за слоем, кисточками и лопатками студенты открывали земляные пласты, словно страницы объёмной книги историю края. Судя по формированию культурного слоя земли, их было несколько.

– Мало что осталось от IX–VII вв. до нашей эры – предсарматского периода, – рассказывал он тогда. – В Волгоградской области находим единичные предметы, и они ценны тем, что в это время начинают формироваться культурные традиции, религиозные верования. Немаловажное значение имеет и определение времени появления специфической особенности позднесарматской культуры – искусственной деформации черепов (информация об истоках обычая деформации черепов в антропологической и археологической содержится литературе исследователей Е.В. Жирова, К.Ф. Смирнова и А.Н. Бернштама). Если находок раннего периода археологи находят крайне мало, то находки сарматского времени – есть. Историки отмечают, что в пределах Нижнего Поволжья в позднесарматских погребениях, например, наблюдаем, как появляются крупные безлопастные черешковые наконечники стрел, соответствующие новому типу лука. Но наряду с ними, и даже преобладая, продолжают существовать небольшие железные суриковые трехлопастные наконечники, что свидетельствует об использовании старого лука «скифского типа» с новыми типами, – говорил учёный. – В наборе вооружения поздних сарматов появились костяные стрелы. В погребальном обряде, а затем и в предметах материальной культуры: форма оружия, керамика и так далее, прослеживается развитие Заволжья. К середине II века устанавливаются все характерные особенности погребального обряда и материальной культуры, распространившиеся на всю область расселения северокаспийских сарматов, – продолжил свой экскурс в историю края А. С. Скрипкин. – Увеличение процента северной ориентировки в сарматских погребениях Нижнего Поволжья приходится на самое начало II века нашей эры и прослеживается на протяжении почти четырех веков. Среди, например, заволжских погребений, датирующихся преимущественно II веком. Во всех конструкциях ям: в прямоугольно-удлиненных, квадратных или широких прямоугольных, появившись сначала в Заволжье, формы постепенно распространяются по всему Нижнему Поволжью. Это становится определяющей чертой погребального обряда позднесарматской культуры.

Рассказывая о находках в разных курганах-могильниках, А.С. Скрипкин упоминал об украшениях, в создании которых нужно было обладать определённой технологией обработки самоцветов и металла. «Среди найденных бус очень широко распространяются четырнадцатигранные бусы из сердолика, агата, иногда насаженные на бронзовую спираль. Среди других вещей можно отметить серьги со спиралькой на одном конце или железные пружинные ножницы. В средние и поздние периоды встречаются красноглиняные гончарные и лепные кувшины, близкие по форме к кувшинам Средней Азии, а в междуречье – разнообразней сероглиняная круговая керамика. В мужских погребениях находим железные мечи, в женских – пряслица и бусы различного типа...

Вынутые из земли ритуальные четырехгранные сосудики, подвески с агатом, россыпь бусинок, фрагменты металлических кинжалов и мечей, луки с костяными накладками и другие предметы из погребений участниками научной экспедиции тут же покрывались специальным составом. Предметы пролежали много веков без доступа воздуха и могли рассыпаться при соприкосновении с ним через короткое время. Так было и с находками из кургана вблизи Бахтияровки. Каждая находка зарисовывалась и с сопроводительными надписями укладывалась в коробку.

По характеру человеческих останков в могильниках, говорил А.С. Скрипкин, можно сделать вывод, что продвижение в Заволжье новых племен носило, видимо, характер постоянных военных столкновений.

Здесь серебряный ковыль под ветром волнами ходит

Какие только народы ни заселяли наши земли. Древнейшие следы человека на территории Волгоградской области относятся к эпохе палеолита. В дальнейшем на этой территории обитали племена ямной, катакомбной, срубной археологических культур. С середины I тыс. до н.э. на этих землях жили племена савроматов, затем сарматов. В период Великого переселения народов по землям современной Волгоградской области прошли племена гуннов и других кочевников. В 7–10 вв. низовья Волги входили в состав Хазарского каганата. В 10–11 вв. появились кочевые племена половцев. В 9–12 вв. по Волге и Дону проходили важные торговые пути из Киевской Руси в Северное Причерноморье и Византию, из Волжско-Камской Болгарии в Багдад.

А.С. Скрипкин подтверждает, что на формирование поздних культур, окончательно заселив здешние места, оказали хазары, народы Кушанского царства, Южного Предуралья, перемещение различных племен германского и сармато-аланского происхождения на большой территории, начиная от Дуная и кончая районами Северного Кавказа, купцы шёлкового пути и, конечно же, золотоордынского периода. Вот и в кургане под Бахтияровкой в верхнем слое было захоронение этого периода. Чем старше захоронение, тем глубже от нынешнего культурного слоя земли.

Нас же сегодня больше интересует время, предшествовавшее пребыванию и нахождению в ставке хана Берке прославленного русского князя А. Невского.

Артефактов в нашей земле находят много. О сравнительно недавних находках информировала наша газета «Знамя», а также упоминалось в областной и федеральной прессе. Так, в 2011 г. еженедельник "Аргументы и Факты" №46 писал, что археологи раскопали в Ленинском районе сразу три объекта XIV века близ села Царев. «Все они хорошо сохранились под слоем земли. Такое ощущение, будто горн для обжига кирпича остыл недавно, ещё больше уцелела печь для производства извести, да и часть большой усадьбы тех же времён выглядит неплохо».

В степной части района, за Царевом, где некогда располагался древний золотоордынский город, исследователи на поверхности земли находят чаще всего обломки кирпичей, из которых строились дома и укрепления Сарай-Берке. Но при научных изысканиях строительные материалы можно увидеть полностью. Зачастую, это кирпичи размером 40х40 см, зато толщиной чуть ли не вдвое меньше современного. В 2010 году лабораторией археологии и этнографии Нижнего Поволжья Волжского гуманитарного института была сделана магнитная съёмка местности и, по словам заведующего лабораторией Александра Глухова, основная масса изделий выходила размером 22х22 или 23х23 см, толщина – 5 см.

– На следующий год мы обследовали охранные раскопки. Выяснилось, что арка горна была выложена из тех и других кирпичей, а может, ещё и третьих размеров. Горн для обжига нагревали до 1000–1200 градусов, – рассказывал Александр Анатольевич. – Сырьё здесь хорошее, так что изделия получались прочные. Однако за самой печью не уследили… стенки топочной камеры оплавились до стеклянного состояния, поэтому её и бросили. Наверное, к счастью, прослужи она подольше, просто выгорела бы и рассыпалась…

Сейчас историки спорят о нахождении столицы Золотой Орды на Ахтубе, но одно бесспорно – город был большой и таких печей для обжига кирпича – десятки. Рядом с печами находили кувшины, пластины от доспехов воина, умбон – железную деталь щита, стеклянные бусы и раковины каури, которые во времена Золотой Орды использовали как украшения, и деньги. Кстати, под печью, о которой рассказывал А.А. Глухов, откопали пару монет тридцатых-сороковых годов XIV века.

Монеты «говорят»

Они многое могут рассказать о людях, о прошлом, об истории на своём особом языке. Для тех, кто интересуется нумизматикой и хотел бы узнать более подробно об истории денег Золотой Орды, можно получить хорошую информацию из книги Г.А. Федорова-Давыдова, которая так и называется «Денежное дело Золотой Орды».

В первой главе дается краткий очерк истории и основных периодов денежного обращения Золотой Орды, реконструируются весовые монетные стандарты, описываются принципы монетного обращения и принципы оформления монет.

Во второй главе дается описание 175 кладов золотоордынских монет, известных автору к моменту написания книги. Указываются время и место находки, в том числе на территории Царевского городища, место хранения и публикации, посвященные кладу, дается краткое описание состава клада.

Каталог золотоордынских монет включает описание 614 типов монет. Для каждого монетного типа указывается дата и место чеканки, а также дается перевод легенды на русский язык и графическое изображение лицевой и оборотной сторон монет.

На сегодня это самое полное описание монетных типов Золотой Орды.

В Приложении приводится библиографический указатель научных работ по нумизматике Золотой Орды, включающий 510 работ. В Ленинском районном музее и в школьном музее Царевской средней школы хранятся несколько таких монет, полученных в дар от жителей Царева, Колобовки и уроженцев с. Зубовка.

Как же учёные-историки узнают, к какому времени (правления того или иного хана) относится та или иная монета?

Если коротко и доходчиво о «производстве» монет, то одним из признаков принадлежности времени и согласно утверждению учёного – автора книги, золотоордынцы их «…чеканили на расплющенных кусочках проволоки. Расплющенную молотком пластину клали между двумя монетными штемпелями, и получалась «надпись». В XXIII веке расплющивалась с одного конца, потом расплющенный конец отрубали и затем снова, видимо, проковывали. Один конец, на который приходился сруб, толще. Противоположный, где приходились более сильные удары молотка, – тоньше. В XIV веке сначала заготавливались чурки – отрубные куски с обеих сторон проволоки. А после расплющивания места отрубов обрезались ножницами, что хорошо видно при осмотре края монет». Кстати, при чеканке русских монет конца XIV – XV вв. использовалась та же техника, и кто у кого её позаимствовал, большой вопрос!

В курганах периода правления Берке и на месте монетных дворов находили монеты и заготовки к ним, как медные, так и серебряные. По мнению исследователей начала 20 века, серебряные были предназначены для дирхемов – монет большего достоинства, чем остальные. В золотоордынском денежном деле важную роль при установлении нормативного веса играли мискаль и даник. Её реконструировать помогла учёным записка из Хорезма XIV в. о монетно-весовой системе. В ней шла речь о сравнении хорезмских и золотоордынских монетных единиц. В частности, с золотыми хорезмскими динарами. Один даник в 0,78 г был частью весовых единиц в Орде: 6 даников составляли один мискаль в 4,68г. То, что эта единица была в нижневолжских городах Золотой Орды, подтверждается находкой во время раскопок А.В. Терещенко на Царевском городище. О находке гирь весом 455,7 г и 44,3 г он писал в своей работе в 1854 году. Весовая единица, близкая к этому мискалю, была отмечена в Тане (Тана – средневековый город на левом берегу Дона в районе современного города Азов) XIV в. и даже в Египте!

Материал подготовлен

А. Котовой,

корр. «Знамени».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

58