Меню
16+

Сетевое издание znamia-leninsk (Знамя-Ленинск)

23.02.2021 15:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Улетевшие в бессмертие памяти людской

В Ленинском районном музее сейчас тихо, сказывается период пандемии, но это не значит, что в нём нет экскурсий.

– Их стало, конечно же, меньше, чем всегда, мы соблюдаем все меры предосторожности, – говорит сотрудник музея Наталья Михайловна Голова. – Заглядывают горожане, особенно в праздничные дни, приходят гости города, интересуются золотоордынским периодом, с интересом рассматривают предметы из купеческих домов Пришиба. Небольшие группы школьников в сопровождении учителей – привычное явление. Это и внеклассные мероприятия с детьми и подростками, и школьные уроки истории порой проходят здесь среди, так сказать, наглядных пособий, как дополнение к рассказам педагогов, что способствует пониманию и принятию учащимися ценностей: Отечество, малая родина. Особенно интересно с ними проводить экскурсы в историю Великой Отечественной войны. Ребята дополняют наши встречи с прошлым своими эмоциональными рассказами о своих прадедушках и прабабушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны или работавших в тылу.

К 78-ой годовщине разгрома фашистов под Сталинградом мы приурочили выставку, интерес к ней не угасает и по сей день. Какие-то предметы входят в экспозиции постоянно, а что-то принесли друзья музея, жители Ленинского района.

Военные истории в музейных экспонатах, а за каждым экспонатом – человеческая судьба… Среди фотографий, писем и наград фронтовиков – аппарат полевой связи, возможно, такими пользовались наши земляки А.А. Костин и Н.М. Шувалова. Александр Александрович и после войны работал в районном узле связи, а Надежда Михайловна в осаждённом немцами Сталинграде под обстрелами тянула катушку от одного подразделения к другому, соединяла штаб армии с левобережья с командным пунктом на правом берегу Волги, в боевом составе советских войск участвовала в Маньчжурской операции. О них очень точно один поэт сказал:

Исполнение приказа, и удастся ли бой?

От связиста простого, от его мастерства

Жизнь зависела роты или даже полка.

Чуть поодаль от аппарата связи, рядом с осколком артиллерийского снаряда – сигнальный станционный фонарь. Такими пользовались 16 и 17-летние железнодорожники станции Ленинск во время прибытия вагонов с ранеными в Сталинграде бойцами Н.И. Авдюхина, Т.И. Садчикова и Т.А. Фролова. А ещё вспоминали они путейские тестовые фонари, вагонные свечные и осветительные станционные, хвостовой фонарь и стрелочные флюгарки... Целый исчезающий мир и безвозвратно ушедшая эпоха.

Под стеклом музейной витрины – пробитая пулей солдатская каска, коробка для пулеметной ленты, солдатская ложка и котелок… Но чаще всего посетители выставки, особенно мальчишки, останавливаются у витрины с моделями самолётов времён Великой Отечественной войны. В экспозиции, посвящённой 8-ой Воздушной армии, они занимают особое место, и коллекция боевых летательных машин в музее экспонируется впервые. Её предоставил житель Ленинска Виктор Ювинальевич Калужин.

Его увлечение – с 14 лет, и было не случайным. Он из семьи военных. Отец Виктора Ювинальевича – лётчик-испытатель. Родился в поселке Быково (Московская обл.). А чем может быть увлечён мальчишка, когда растёт вблизи аэродрома, и все его друзья из семей, так или иначе, связанных с охраной неба. А рассказы о полётах на летающих аппаратах были для них делом привычным. Сначала он самолёты мастерил из дерева, ходил в авиамодельный кружок, а когда появились пластиковые сборные модели, которые можно было купить в магазине, стал их собирать, как конструктор, дополняя и дорабатывая до схожести с настоящим. Не угасло увлечение моделированием самолётов у него и в пору учёбы в мореходном училище, окончив его, ходил по речным просторам на теплоходах. Так у него было собрано150 штук, и это при том, что многое из собранного он раздавал родным и друзьям. Не оставил Виктор Ювинальевич своё хобби и когда по воле судьбы сменил род занятий и место жительства: работу на речном судне на труд в энергетике, переехал в Ленинск, стал отцом и дедушкой. Сын Андрей Викторович, помимо нынешней профессии отца, унаследовал и любовь к моделированию.

– Пятеро внуков обожают деда, – говорит Екатерина Викторовна, дочь В.Ю. Калужина. – Сейчас у него около ста моделей. Часть своей коллекции отдал моим сыновьям. Он мастерит не только самолёты, но и корабли-парусники, модели другой военной техники.

Но к одной у него – особое отношение. После трагических событий с подводной лодкой «Курск», в память о стойкости моряков, Виктор Ювинальевич построил модель этого судна.

– Когда мы рассказываем о 8-ой Воздушной армии, штаб которой находился в Ленинске, – продолжает Наталья Михайловна, – представленные на выставке модели очень хорошо дополняют рассказ экскурсовода или учителя. Причём здесь не только машины советской авиации, но и немецких фирм того времени. Молодёжь должна, если не прочувствовать, то понять, что испытывали их сверстники, особенно в первые годы войны, когда в небе встречались с асами Люфтваффе на мощных машинах воздушного флота III Рейха. Уже к ноябрю 1942 года советские лётчики научились не только отбивать атаки истребителей Германии, но и громить их в воздушных боях, не допускать в Сталинград к немецким частям, к аэродромам с провизией и обмундированием, но какой ценой досталась победа.

Всего за время Сталинградской битвы части 8-ой Воздушной армии произвели свыше 55 тыс. боевых вылетов. Летчики участвовали в 1187 воздушных боях, уничтожили более 1850 самолетов, в том числе на аэродромах. Потери самой армии составили около 1400 боевых машин и 1116 летчиков. Храбрость, мужество, самопожертвование солдат и офицеров Воздушной армии были по достоинству оценены руководством страны: 25 асов стали Героями Советского Союза. За массовый героизм воинским частям армии присваивались гвардейские звания: их наименование получили 5 дивизий и 15 полков. Кроме того, еще 17 авиаполков, входивших в состав 8-ой Воздушной армии в разное время в ходе Сталинградской битвы, получили гвардейские знамена, а один авиакорпус, три дивизии и восемь полков – почетное наименование «Сталинградских». Сам командир 8-ой Воздушной армии за умелое и мужественное руководство боевыми действиями подразделения в ходе Сталинградской битвы был награжден орденом Кутузова I степени.

На одном из старинных зданий Ленинска – табличка, информирующая о месте расположения штаба 8-ой Воздушной армии. Сейчас здесь магазин. Изменилось время, а с ним и облик здания. В 2019 г. состоялось важное для жителей города-героя Волгограда событие. В канун 76-й годовщины победы советских войск под Сталинградом открылся музей. Это стало возможным благодаря поддержке Фонда президентских грантов и реализации проекта под названием «Точка притяжения – 8-я Воздушная». Музей 8-ой Воздушной армии существовал раньше в бывшей Волгоградской средней школе № 42 (теперь это лицей). В семидесятые годы его создал бывший летчик, ветеран 8-ой Воздушной Григорий Иванович Сугробов. Но в 1990 году музей прекратил свое существование. Правда фонды его сохранились, ждали лучших времен, и именно они стали основой для воссоздания музея 8-й Воздушной армии в наши дни. А ведь ее боевой путь начался в июне 1942 года, здесь, когда приказом Наркома обороны СССР началось формирование нового оперативного войскового объединения. Его командующим стал к тому моменту уже Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Т.Т. Хрюкин. В памяти поколений Тимофей Тимофеевич запомнился как настоящий солдат, преданный Родине, в том числе думающий о юном поколении. Мало кто из нынешних школьников знает, что всего лишь через год после окончания Сталинградской битвы по инициативе и при деятельном участии генерала в Крыму началось восстановление разрушенного Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», и одними из первых артековцев были дети из Сталинграда.

А. Котова,

корр. «Знамени».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14